Танец
1910
Холст, масло. 258 х 390 см
エルミタージュ美術館、サンクトペテルブルク
Справа внизу: Henri Matisse 1910
来歴
1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГЭ
Inv.: 9673
Inv. GMNZI: 98
Пять обнаженных женщин в стремительном хороводе кружатся на вершине холма. Их фигуры огромны: та, что у правого края, – около двух с половиной метров в высоту. Цвет тел далек от натуральной окраски – он почти красный. Два других цвета, синий для неба и зеленый для холма, столь же энергичны и упрощены.
У старых мастеров, равно как у представителей салонно-академического искусства рубежа веков, в музицирующих и танцующих фигурах обычно узнаются их идеализированные современники. Странно было бы сказать о героях «Танца», что они современники Анри Матисса или что он воплотил в них свои представления о людях той эпохи: они не только освобождены от одежд, но и вообще лишены всяких временных, исторических признаков; они не осознают своей наготы.
Персонажей панно принимали порой за первобытных людей. Но такой подход заводил зрителей в тупик, поскольку матиссовская живопись не имела ничего общего с теми «историческими» полотнами парижских салонов, на которых реконструировалась жизнь дикарей и давался костюмированный бал на археологическую тему.
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Символисты приучили зрителей к совершенно другим иносказаниям. У них танец-хоровод превратился в довольно избитую тему, пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle époque, Прекрасной эпохи, как окрестили конец уходящего века. Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим. Отнюдь не случайно, что в своих танцевальных разработках мастера этого стиля предпочитали мужским фигурам женские.
Матисс усвоил правила игры, но его «Танец» можно принять за карикатуру на соответствующие изображения рубежа веков – настолько враждебен он своим вихревым динамизмом хрупкому изяществу танцев Мориса Дени и подобных ему живописцев.
В «Танце» (а также втором панно, выполненном Матиссом для С. И. Щукина, – «Музыке») находит выражение идея искусства, наиболее близкая к философии Фридриха Ницше, которая как раз в то время приобретала популярность, – идея аполлонического и дионисийского начал искусства.
Персонажи этих панно отдаются пляске и музыке с самозабвением творческого акта. Тему ансамбля можно сформулировать как взаимоотношение человека с жизнью посредством искусства. Естественно, что работа над ней не сводилась к решению чисто декоративных задач.
За предельной простотой художественного строя как «Танца», так и всего ансамбля из двух панно стоит отнюдь не примитивное содержание; в нем угадывается и какое-то философское по смыслу предчувствие, и размышление о доисторическом прошлом человечества, а вместе с тем и отражение каких-то индивидуальных впечатлений живописца.
Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем. Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен-де-ла-Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности смотрел на фарандолу... Танцоры, держась за руки, пробегают через зал, как лентой обвивая немного ошеломленных людей... Вернувшись к себе, я сочинил мой танец на плоскости четырехвметровой длины, напевая мотив, который услышал в Мулен-де-ла-Галетт, так что вся композиция, все танцующие движутся в едином ритме».
Танцевальный зал в Мулен-де-ла-Галетт
1898
© AKG / East News
Анри Тулуз-Лотрек
Мулен-де-ла-Галетт
1889
Холст, масло. 88,5×101,3
Институт искусств, Чикаго
Наивно было бы объяснять «Танец» всего лишь впечатлениями от фарандолы в Мулен-де-ла-Галетт или сарданы в Коллиуре. Фарандола создавала нужный рабочий тонус, но смысл картины глубже, чем может показаться на первый взгляд. Перенося действие своих панно в мифические дали зари человечества, Матисс создавал образную структуру, наделенную глубоким смыслом.
Первобытные танцы суть проявление магии, древнейший акт творчества, воплощенное торжество жизни над смертью. Исследователями символики в древних культурах отмечено, что соединение рук в танцах означало союз земли и неба. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Земля и небо у Матисса не просто фон, а скорее протагонисты действия – вот почему и понадобилось сгустить и упростить их окраску. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. реконструкцию в щукинском особняке и современную инсталляцию в Галерее Щукина и Морозова в Главном штабе) обусловлена не только заботой о декоративном единстве. И здесь и там действие совершается на холме. Холм, гора также традиционно символизировали союз земли и неба, а потому связывались с вознесением в царство духа. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию.
Замысел «Танца», как и тесно связанной с ним «Музыки», Анри Матисс вынашивал в течение целого пятилетия. Композиционно картина восходит к «Радости жизни» (1905–1906, Фонд Барнса, Филадельфия), где на дальнем плане кружится хоровод.
Анри Матисс
Радость жизни
1905–1906
Холст, масло. 175×241
Фонд Барнса, Филадельфия
В 1907 появился деревянный рельеф «Танец» (Музей Матисса, Ницца) с экстатическими движениями пляшущих нимф. Тогда же этот мотив перешел в вазовую живопись художника. В начале 1909 года, когда Матисс работал над первой версией «Танца» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), С. И. Щукин заказал ему для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера.
Анри Матисс
Танец (I)
1909
Холст, масло. 259,7×390,1
Музей современного искусства, Нью-Йорк
© Succession H. Matisse / Artists Rights Society (ARS), New York
В середине марта он написал Матиссу о получении его писем «с эскизами больших картин». Речь шла о двух акварельных эскизах: «Композиция I» – набросок «Танца» (ГМИИ); помимо него имеются еще два рисунка – карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля)) и «Композиция II» (ГМИИ) – набросок картины, которая первоначально должна была представить совсем отличный от «Музыки» пандан к «Танцу» (эта идея позднее была реализована в «Девушках у реки» (Художественный институт, Чикаго).
Анри Матисс
Композиция I
Бумага, акварель.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Анри Матисс
Композиция II
Бумага, акварель.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Анри Матисс
Девушки у реки
1909–1917
Холст, масло. 260×392
Институт искусств, Чикаго
Ясно, что в момент заказа «Танца» Матисс и Щукин обсуждали все три сюжета.
Окончив щукинское панно, Матисс надолго оставил тему танца и вернулся к ней только в 1932–1933, работая над декоративной, уже тесно связанной с архитектурой, композицией для Альберта Барнса (Фонд Барнса, Филадельфия; два предшествующих варианта находятся в парижском Городском музее современного искусства).
Анри Матисс
Танец
1932–1933
Холст, масло. 339,7×441,3
Фонд Барнса, Филадельфия
© Bridgeman / Fotodom
1909
4 марта 1909 года С. И. Щукин делает Анри Матиссу предложение написать большую картину, которая могла бы служить декорацией для лестницы его особняка.
1909
16 марта 1909 года С. И. Щукин получает от Анри Матисса два эскиза будущих картин. Один из них воспроизводит первый вариант панно «Танец» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), другой – сюжет позднейшей картины «Девушки у реки» (Художественный институт, Чикаго). Щукин колеблется. 28 марта он телеграфирует художнику, что аннулирует свои прежние оговорки относительно содержания и предлагает для второго панно сюжет «Музыки».
1909
В начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка».
1910
С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» (№№ 536, 537), исполненные по заказу С. И. Щукина.
1910
20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.
1918
Картина Анри Матисса «Танец» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Анри Матисса «Танец» входит в Первое (Щукинское) отделение МНЗЖ.
1928
Картина Анри Матисса «Танец» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
Картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Художественный стиль:Развитие фовизма
Кульминация стиля, основанного на цветовых упрощениях фовизма, соединенных с открытиями в монументально-декоративной живописи.
Образ/мотив: Танец
Распространенность образа/мотива: Мотив танца прослеживается в искусстве Анри Матисса на протяжении почти полустолетия.
Описание: В искусстве Анри Матисса мотив танца развивался и трансформировался как бы по двойной спирали. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др.). Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой живописи – к монументальным росписям для Фонда Барнса.
Французский галерист, немецкий еврей попроисхождению. В 1907 году открыл в Париже художественную галерею. Заключил эксклюзивные договоры с несколькими главными мастерами современного искусства, в том числе с Морисом Вламинком, Андре Дереном и Пабло Пикассо.
Немецкий художник, явившийся в начале 1908 года одним из первых студентов художественной школы, которую основал Анри Матисс. Весной 1908 года они вместе совершили путешествие по Германии.
Американский предприниматель, врач, сделавший состояние на лекарстве, эффективность которого не признается современной медициной. Собрал огромную коллекцию живописи, куда вошли десятки произведений Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри Матисса. Основатель Фонда Барнса, художественной галереи в Мерионе (сейчас она располагается в Филадельфии).